Ярославль, ул. Тургенева д.17, оф. 220
ПН - ПТ с 8:00 до 17:00

 

arm-center@mail.ru
info@arm2007.ru

 

+7 (4852) 28-07-80
+7 (4852) 90-81-61

Специальная оценка условий труда

Мы современная динамично развивающаяся компания. На протяжении долгого времени оказываем услуги самым узнаваемым организациям бизнеса России, государственным учреждениям, предприятиям с государственным участием.

Наш центр обладает высоким профессиональным потенциалом. В организации работают аттестованные в Минтрудеэксперты, в том числе врачи по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Мы развиваемся в области управленческой культуры, у нас эффективно функционируют системы менеджмента качества по стандартам ISO 9001 и OHSAS 18001. Глубокая автоматизация бизнес-процессов гарантирует оптимальные сроки проведения специальной оценки условий труда.

  • Специальная оценка условий труда – один из основных видов деятельности. Мы аккредитованы в Минтруде России
    (Уведомление о включении в реестр №456 от 27.04.2017 года);
  • Испытательная лаборатория аккредитована в национальной системе РФ по аккредитации – Росаккредитация
    (Аттестат аккредитации №RA.RU.21АП 89 от 24.03.2017 года);
  • Комплексный подход к исследованию рабочей зоны. Лабораторные исследования уровней опасных и вредных факторов производственной среды;
  • Работаем строго в соответствие с методикой, утвержденной Минтрудом России;
  • Вся наша производственная деятельность, связанная с риском наступления имущественной ответственности вследствие причинения ущерба заказчику застрахована;
  • Наличие внедренных и эффективно действующих Системы менеджмента качества ISO 9001 и Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья OHSAS 18001;
  • Информирование клиентов об изменениях в трудовом законодательстве;
  • Составление деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда после проведения специальной оценки условий труда;
  • Оптимальные сроки проведения специальной оценки условий труда;
  • Предварительное согласование полученных результатов специальной оценки условий труда с Заказчиком;
  • Гибкая система оплаты;
  • Полное сопровождение всех этапов процедуры.
  • Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее ФЗ 426).
  • Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н, которым утверждены "Методика проведения специальной оценке условий труда" (далее - Методика), "Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов" (далее - Классификатор), "Отчет о проведении специальной оценки условий труда" (далее - Отчет) и "Инструкция о заполнении формы данного отчета".
  • Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, которым утверждены "Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда", "Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
  • Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 №32н, которым утверждены: "Форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технические требований к нему"; "Инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда"; и "Порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда".

Спецоценку проводит работодатель совместно с организацией, проводящей специальную оценку условий труда 1 раз в 5 лет.

Спецоценка не проводится на рабочих местах надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.


  • по результатам СОУТ возможно снижение класса вредности либо снятие этого класса, и, таким образом, Вы получите возможность отчислять меньший размер дополнительного тарифа или не платить его вовсе;
  • задекларированные рабочие места по результатам СОУТ освобождаются от проверок государственной инспекции на срок до 5 лет и могут быть пролонгированы в случае отсутствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации;

По результатам СОУТ работодатель может быть освобожден от всех расходов, связанных с наличием вредных условий труда.


  • Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов;
  • Составление перечня рабочих мест, подлежащих измерениям;
  • Анализ и инструментальные измерения производственных факторов;
  • Оформление отчета о проведенной специальной оценке условий труда;
  • Декларирование соответствия условий труда;
  • Передача результатов в Федеральную государственную информационную систему учета.

  • Сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  • Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда;
  • Карты специальной оценки условий труда;
  • Протоколы проведения измерений идентифицированных вредных и опасных факторов;
  • Протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • Протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований на рабочих местах (если таковые случаи имеются);
  • Сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • Перечень мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах;
  • Заключение эксперта о результатах проведения процедуры.

Наши специалисты оперативно рассчитают Вам стоимость проведения работ. Для этого необходимо предоставить штатное расписание или выписку из штатного расписания организации, в которых достаточно отразить информацию о названиях профессий, должностей и количестве штатных единиц. Мы выделим точное количество рабочих мест с учетом принципа аналогичности. Для наших клиентов действует гибкая система скидок!


  • Получение скидки в размере 40% к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • Снижение дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • Обоснование финансирования мероприятий, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от травматизма и профзаболеваний, направленных на улучшение условий и охраны труда;
  • Минимизация налогообложения, связанная с расходами на оплату труда;
  • Предупреждение административной ответственности за непроведение или нарушение порядка проведения процедуры и уголовной ответственности при несчастных случаях и профзаболеваниях работников;
  • Получение официального заключения по вопросу назначения или отмены гарантий и компенсаций работникам;
  • Установление периодичности проведения медицинских осмотров, обучения по охране труда;
  • Урегулирование разногласий с работником, связанных с обеспечением безопасности на рабочих местах;
  • Возможность участия в тендерах и конкурсах, на которых требуется заключение о соответствии условий труда требованиям безопасности.

Проведение оценки – это комплекс мероприятий, последовательное выполнение которых позволяет выявить и идентифицировать опасные производственные факторы на рабочих местах, определить их воздействие на сотрудников предприятия, установить класс условий труда.

Такая оценка должна проводиться не реже одного раза в пять лет. В случае изменения каких либо производственных факторов, обследование рабочих мест проводится внепланово. Все мероприятия в ходе обследования рабочих мест осуществляются комиссией, в состав которой входят представители компании-работодателя, профсоюза или представительного органа работников. При необходимости в комиссию могут быть включены сторонние специалисты по охране труда, привлекаемые к работам на основании договора.

В ходе проведения обследования, экспертом идентифицируются потенциально опасные факторы, способные оказать негативное влияние на условия труда, нанести вред здоровью сотрудников и т. д. Эксперт обязательно учитывает следующие данные:

  • потенциальную опасность оборудования, материалов, сырья, используемых работником в процессе осуществления трудовой деятельности;
  • результаты ранее выполненных изменений и экспертиз;
  • имевшие место случаи травматизма на производстве, профессиональных заболеваний.

Исследования воздействия опасных факторов проводится только в том случае, если они были идентифицированы при обследовании рабочего места. В отношении рабочих мест, на которых не были выявлены опасные факторы, осуществляется декларирование соответствия условий труда. В случае наступления несчастного случая, связанного с опасными производственными факторами, не идентифицированными в результате специальной оценки, действие декларации прекращается.

Материалы по специальной оценке условий труда действительны 5 лет с момента ее проведения.


Аналогичными признают рабочие места, которые в соответствие со ст.9 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников. Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявляется хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными(Ст. 16 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).


Обеспечить проведение специальной оценки условий труда;
Предоставить необходимые документы организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда;
Письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда в течение 30 дней;
Предоставить работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
Реализовать мероприятия по улучшению условий труда.


Лично участвовать в проведение специальной оценки условий труда;
Обращаться к работодателю за разъяснением процедуры проведения специальной оценки условий труда;
Обжаловать результаты проведенной специальной оценки условий труда;
Обязан ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда.


За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 50 000 до 80 000 рублей (ст. 5.27.1.КОАП РФ), а повторно - от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия:

  1. Проводится разъяснительная работа в коллективе о целях и задачах проведения специальной оценки условий труда.
  2. Подбираются кандидаты для комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Оптимальное количество членов комиссии 3 - 5 человек, председатель комиссии, как правило, заместитель директора, ответственный за организацию работы по охране труда. Количество членов комиссии в соответствии с частью 1 ст. 9 ФЗ 426 должно быть нечетным. В состав комиссии в обязательном порядке включаются специалист по охране труда и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Представители аттестующей организации и ее эксперты в комиссию не входят. Состав комиссии и порядок ее деятельности (обязанности членов комиссии, график работы и т.п.) утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. В соответствии с ФЗ 426 комиссии предоставлены очень широкие права, в том числе принятие и утверждение всех документов по специальной оценке условий труда.
  3. Комиссия начинает свою работу с составления перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, c указанием аналогичных рабочих мест. Требований к форме данного перечня нет. В перечне для каждого рабочего места желательно сразу указать:
  • индивидуальный номер рабочего места (не более 8 цифр), в котором предусмотреть отражение аналогичных рабочих мест буквой "А" (ст. 16 ФЗ 426);
  • наименование рабочего места (должность, профессия) в соответствии со штатным расписанием, названия должностей, по возможности, приводится в соответствие с классификатором ОК 016‑94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367. Следует помнить, что если работнику предоставляются льготы и компенсации, то в соответствии с требованием ст. 57 Трудового кодекса РФ наименование его должности, профессии должны соответствовать вышеупомянутому классификатору;
  • количество работников на рабочем месте, фамилию, имя, отчество, пол работников и их СНИЛС;
  • рабочие зоны, в которых работник выполняет свои функции и время занятости в них;
  • оборудование, инструменты и химические вещества, которые используются работником;
  • предполагаемые вредные производственные факторы в рабочих зонах с учетом изложенных в Классификаторе условий и их источники;
  • класс условий труда по результатам ранее проводимой аттестации рабочих мест по условиям труда, если она на данном рабочем месте проводилась;
  • проводимые предварительные и периодические медицинские осмотры с указанием основания их проведения в соответствии приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н;
  • предоставляемые работнику льготы и компенсации, молоко или лечебно-профилактическое питание с указанием основания их предоставления;
  • наличие права на пенсию по старости на льготных условиях с указанием основания и накопленного стажа работы с вредными условиями труда.

Вышеперечисленная информация потребуется в дальнейшем эксперту аттестующей организации при проведении идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Данный перечень утверждается на заседании комиссии (ст. 9 часть 5 ФЗ 426), что фиксируется в протоколе.


Организация, проводящая СОУТ должна удовлетворять определенным критериям (ст. 19, 20, 21, 22, 27 ФЗ 426):

  • иметь в своей структуре испытательную лабораторию, аккредитованную в национальном органе РФ (Росаккредитации);
  • аттестат аккредитации должен действовать до окончания контракта;
  • включена в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
  • наличие в области аккредитации ее испытательной лаборатории всех необходимых вредных и (или) опасных производственных факторов, которые требуется измерять, а по химическому фактору должна быть аналитическая лаборатория (мокрая химия). Желательно, чтобы испытательная лаборатория организации имела возможность проведения всех лабораторно-инструментальных исследований на основании собственной материально-технической базы;
  • наличие в организации не менее пяти аттестованных в Минтруде России экспертов, в том числе одного эксперта с высшим образованием по специальности врач-гигиенист или врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Обязательно уточните наличие опыта работы в качестве аттестующей организации у претендента и наличие замечаний органа исполнительной власти региона по труду (государственной экспертизы условий труда) по результатам экспертизы документов по проводимых СОУТ или аттестации рабочих мест по условиям труда. Рекомендуем также получить отзывы организаций, где претендент уже проводил специальную оценку или аттестацию рабочих мест по условиям труда.


После подписания контракта необходимо, чтобы аттестующая организация подтвердила права эксперта(ов) и специалистов, которые будут проводить исследования (испытания) и измерения уровней идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, например, предоставляет заказчику заверенную в установленном порядке выписку из приказа, в котором назначаются эксперты, проводящие специальную оценку условий труда, и специалисты, осуществляющие исследования и испытания идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов с указанием их полномочий.


Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором, с учетом условий воздействия этих факторов, изложенных в примечаниях. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой (приказ Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н).

  1. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляет эксперт организации и от качества его работы будет зависеть объем и стоимость всей работы по спецоценке. Следует помнить, что идентификация факторов не проводится (ст. 10 ФЗ, п. 10 Методики) на рабочих местам, на которых:
  • профессии, должности работников включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Результаты идентификации эксперт оформляет заключением(ями), в приложении к которому(ым) должны быть перечни:

  • рабочих мест, на которых факторы не идентифицированы;
  • рабочих мест, на которых требуется проводить измерения вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам идентификации с указанием наименований вредных и (или) опасных производственных факторов по Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов, а также времени их воздействия на работника;
  • рабочих местах, где идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в соответствии с частью 6 ст. 10 ФЗ 426, и на которых необходимо проводить измерения (исследования) вредных и (или) опасных производственных факторов с указанием наименований этих факторов, а также времени их воздействия на работника.
  1. Комиссия организации рассматривает заключение(я) эксперта и при согласии утверждает предоставленный экспертом перечень рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, и признает условия труда на этих рабочих местах допустимыми (ст. 10, часть 4 ФЗ 426, п. 8 Методики). На рабочих местах, на которых факторы идентифицированы, или их идентификация не проводится, комиссия формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих измерениям (ст. 12, часть 2 ФЗ 426). Свои решения комиссия оформляет протоколом(ами).

  1. Эксперт рассматривает данные производственного контроля и дает представление в комиссию организации о возможности или невозможности использования этих данных при специальной оценке условий труда. Свое решение он оформляет заключением (последний абзац п. 15 Методики).
  2. Комиссия организации на основании представления эксперта принимает решение об использовании данных производственного контроля при специальной оценке условий труда. Свое решение комиссия оформляет протоколом (ст. 12, часть 7 ФЗ 426, п. 13 Методики).
  3. При необходимости комиссия принимает решение о невозможности проведения измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на ряде рабочих мест, на которых может создаться угроза для жизни работников, экспертов и других лиц. В этом случае условия труда на данных рабочих местах признаются опасными (класс 4) со всеми вытекающими последствиями (ст. 12, часть 9 ФЗ 426). Свое решение комиссия оформляет протоколом. В случае принятия такого решения работодатель в течение 10 рабочих дней направляет копию вышеупомянутого протокола в Государственную инспекцию труда региона по месту своего нахождения.
  4. Не следует пускать на самотек работу с экспертом или иным работником аттестующей организации по замерам уровней идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов. При проведении измерений необходимо обращать внимание на: исправность и наличие поверки используемых приборов; соблюдение методик измерения и, главное, соблюдение технологических требований, режимов работы оборудования, станков во время замеров. Сразу фиксировать факт превышения допустимых уровней, выявлять причину и, при возможности, устранять ее и проводить повторные замеры не дожидаясь получения заключения (протокола).
  5. Результаты исследований и измерений уровней вредных и (или) опасных производственных факторов организация оформляет протоколами в соответствии с разделами III и IV Методики. В зависимости от фактических значений этих факторов условия труда на рабочем месте относят к соответствующему классу (подклассу) условий труда. В случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, комиссия по специальной оценке условий труда организации может на их рабочих местах снизить на одну или несколько ступеней итоговый класс (подкласс) условий труда. Такое снижение возможно только при наличии соответствующего заключения эксперта аттестующей организации.
  6. По результатам проведенной специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями ст.15 ФЗ 426 и приложения 3 к приказу Минтруда РФ № 33н. организация, проводившая специальную оценку условий труда, составляет Отчет, который включает в себя и карты специальной оценке условий труда, и направляет его в комиссию работодателя.
  7. Полученный в результате проведения спецоценки Отчет в электронном виде направляется аттестующей организацией Заказчику для предварительного согласования итоговых результатов СОУТ.
  8. Отчет о проведении СОУТ изучается всеми членами комиссии и, при отсутствии вопросов и замечаний, принимается на заседании комиссии с отражением решения об его утверждении в протоколе. Отчет подписывают все члены комиссии, и утверждает председатель комиссии. Логично, чтобы к отчету прикладывалась копия сертификата эксперта. Член комиссии, который не согласен с результатами проведенной спецоценки, излагает свое мотивируемое особое мнение в письменной форме, которое прикладывается к этому отчету.

  1. В течение 30-ти календарных дней после утверждения Отчета о проведении специальной оценке условий труда работодатель организует:
    • ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
    • размещение на официальном сайте организации сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда;
    • составление и направление в Государственную инспекцию труда региона Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочие места, где вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы.
  2. Декларация соответствия составляется на основании соответствующего заключения эксперта и протокола комиссии по специальной оценке условий труда. Форма декларации и порядок ее предоставления определен приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н.
  3. На основании Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда (раздел VI Отчета) работодатель утверждает план мероприятий по улучшению условий труда с указанием ответственных исполнителей, источников и объемов финансирования конкретных мероприятий и сроков их исполнения. Контроль исполнения этого плана, как правило, ложится на службу охраны труда организации.
  4. С учетом строки 040 Карт специальной оценки условий труда работодатель устанавливает работникам гарантии и компенсации, организует выдачу молока или лечебно-профилактического питание, реализует право на досрочное назначение трудовой пенсии, организует проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Порядок установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определен Трудовым кодексом РФ: повышенная оплата труда – ст. 147; ежегодный дополнительный отпуск - ст. 117; сокращенная продолжительность рабочей смены - ст. 92, 94, 104.

В соответствии со ст. 17 ФЗ 426 внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных выше случаев.


Порядок проведения экспертизы качества определен ст. 24 ФЗ 426, в частности установлено, что она проводится органом исполнительной власти субъектов РФ - Государственной экспертизой условий труда.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете обратиться к специалистам нашего центра. Мы бесплатно предоставим Вам консультацию, подберем индивидуальный и оптимальный вариант выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Please publish modules in offcanvas position.