Ярославль, ул. Тургенева д.17, оф. 220
ПН - ПТ с 8:00 до 17:00

 

arm-center@mail.ru
info@arm2007.ru

 

+7 (4852) 28-07-80
+7 (4852) 90-81-61

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда – один из основных наших видов деятельности. Мы аккредитованы в Минтруде России
(Уведомление о включении в реестр №456 от 27.04.2017 года)

Наша испытательная лаборатория, прошла процедуру переаккредитации в 2017 году в соответствии с новыми требованиями Росаккредитации
(Аттестат аккредитации №RA.RU.21АП 89 от 24.03.2017 года);

Мы современная динамично развивающаяся компания. На протяжении долгого времени оказываем услуги самым узнаваемым организациям бизнеса России, государственным учреждениям, предприятиям с государственным участием. Наш центр обладает высоким профессиональным потенциалом. В организации работают аттестованные в Минтруде эксперты, в том числе врачи по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Вся наша производственная деятельность, связанная с риском наступления имущественной ответственности вследствие причинения ущерба заказчику застрахована.

Мы предлагаем:

  • Комплексный подход к исследованию рабочей зоны. Лабораторные исследования уровней опасных и вредных факторов производственной среды.
  • Квалифицированные эксперты найдут правильное решение под вашу ситуацию и условия.
  • Оформление Отчета о специальной оценке условий труда строго в соответствие с методикой, утвержденной Минтрудом России.
  • Высокое качество выполнения работ гарантировано наличием сертификации по системе менеджмента качества ISO 9001, а также по системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья OHSAS 18001.
  • Информирование клиентов об изменениях в трудовом законодательстве.
  • Оптимальные сроки проведения специальной оценки условий труда.
  • Предварительное согласование полученных результатов специальной оценки условий труда с Заказчиком.
  • 5 лет гарантии на результаты работ по специальной оценке условий труда.
  • Выгодные цены и индивидуальные скидки, гибкая система оплаты.
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БОНУС! Разработка декларации соответствия условий труда. Бесплатные консультации по вопросам охраны труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это комплекс мероприятий, последовательное выполнение которых позволяет выявить и идентифицировать опасные производственные факторы на рабочих местах, определить их воздействие на сотрудников предприятия, установить класс условий труда.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета. В случае изменения каких либо производственных факторов, обследование рабочих мест проводится внепланово. Все мероприятия в ходе обследования рабочих мест осуществляются комиссией, в состав которой входят представители компании-работодателя, профсоюза или представительного органа работников. При необходимости в комиссию могут быть включены сторонние специалисты по охране труда, привлекаемые к работам на основании договора.

В ходе проведения обследования, экспертом идентифицируются потенциально опасные факторы, способные оказать негативное влияние на условия труда, нанести вред здоровью сотрудников и т. д. Эксперт обязательно учитывает следующие данные:

  • потенциальную опасность оборудования, материалов, сырья, используемых работником в процессе осуществления трудовой деятельности;
  • результаты ранее выполненных изменений и экспертиз;
  • имевшие место случаи травматизма на производстве, профессиональных заболеваний.

Исследования воздействия опасных факторов проводится только в том случае, если они были идентифицированы при обследовании рабочего места. В отношении рабочих мест, на которых не были выявлены или идентифицированы опасные факторы, осуществляется декларирование соответствия условий труда. В случае наступления несчастного случая, связанного с опасными производственными факторами, не идентифицированными в результате специальной оценки, действие декларации прекращается.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

  • Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее ФЗ 426).
  • Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н, которым утверждены "Методика проведения специальной оценке условий труда" (далее - Методика), "Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов" (далее - Классификатор), "Отчет о проведении специальной оценки условий труда" (далее - Отчет) и "Инструкция о заполнении формы данного отчета".
  • Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, которым утверждены "Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда", "Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".

Спецоценку проводит работодатель совместно с организацией, проводящей специальную оценку условий труда 1 раз в 5 лет.

Спецоценка не проводится на рабочих местах надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.


С 1 января 2020 года трудовые инспекции выявляют те организации, которые не провели СОУТ, с помощью систем автоматизированных проверок, а также постоянно анализируют базы Федеральной Налоговой Службы, Фонда Социального страхования, Пенсионного фонда с данными информационной системы учета.

Работодателям, которые не провели специальную оценку, чиновники направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда и предложат организации провести спецоценку в течение ближайших шести месяцев.

И только в случае, когда работодатель не исполнил рекомендации трудовой инспекции, включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на него санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ (разъяснения Минтруда России от 16.01.2019 "По вопросу проведения СОУТ в организациях микро- и малого бизнеса и у ИП").

За нарушение требования о проведении спецоценки труда ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрены следующие санкции:

  • предупреждение, если нарушение зафиксировано впервые, а также отсутствуют вред и риск здоровью сотрудников;
  • штраф первичный в размере от 60 до 80 тыс. руб. - для организации, от 5 до 10 тыс. руб. - для должностных лиц и ИП;
  • штраф повторный в размере от 100 до 200 тыс. руб. - для организации, от 30 до 40 тыс. руб. - для должностных лиц и ИП.

При повторном правонарушении вместо штрафа может быть применено

  • принудительное приостановление деятельности до 90 суток - для организации;
  • дисквалификация от 1 года до 3 лет - для должностных лиц.

  • Получение скидки в размере 40% к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • Снижение дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • Обоснование финансирования мероприятий, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от травматизма и профзаболеваний, направленных на улучшение условий и охраны труда;
  • Минимизация налогообложения, связанная с расходами на оплату труда;
  • Предупреждение административной ответственности за непроведение или нарушение порядка проведения процедуры и уголовной ответственности при несчастных случаях и профзаболеваниях работников;
  • Получение официального заключения по вопросу назначения или отмены гарантий и компенсаций работникам;
  • Установление периодичности проведения медицинских осмотров, обучения по охране труда;
  • Урегулирование разногласий с работником, связанных с обеспечением безопасности на рабочих местах;
  • Возможность участия в тендерах и конкурсах, на которых требуется заключение о соответствии условий труда требованиям безопасности.

Организация, проводящая СОУТ должна удовлетворять определенным критериям (ст. 19, 20, 21, 22, 27 Федерального закона №426-ФЗ):

  • иметь в своей структуре испытательную лабораторию, аккредитованную в национальном органе РФ (Росаккредитации);
  • аттестат аккредитации должен действовать до окончания контракта;
  • включена в реестр Минтруда России организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
  • наличие в области аккредитации ее испытательной лаборатории всех необходимых вредных и (или) опасных производственных факторов, которые требуется измерять, а по химическому фактору должна быть аналитическая лаборатория (мокрая химия). Желательно, чтобы испытательная лаборатория организации имела возможность проведения всех лабораторно-инструментальных исследований на основании собственной материально-технической базы;
  • наличие в организации не менее пяти аттестованных в Минтруде России экспертов, в том числе одного эксперта с высшим образованием по специальности врач-гигиенист или врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Обязательно уточните наличие опыта работы в качестве аттестующей организации у претендента и наличие замечаний органа исполнительной власти региона по труду (государственной экспертизы условий труда) по результатам экспертизы документов по проводимых СОУТ или аттестации рабочих мест по условиям труда. Рекомендуем также получить отзывы организаций, где претендент уже проводил специальную оценку или аттестацию рабочих мест по условиям труда.


С 1 января 2020 года организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение пяти рабочих дней со дня заключения такого договора должна передать в информационную систему учета сведения о работодателе (наименование, ИНН, КПП), с которым она заключила договор о проведении СОУТ.

Помимо этого, в те же сроки она обязана получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме, и сообщить его работодателю до начала выполнения работ по проведению СОУТ (новая ч. 6 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).


Обеспечить проведение специальной оценки условий труда;
Предоставить необходимые документы организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда;
Письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда в течение 30 дней;
Предоставить работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
Реализовать мероприятия по улучшению условий труда.


Лично участвовать в проведение специальной оценки условий труда;
Обращаться к работодателю за разъяснением процедуры проведения специальной оценки условий труда;
Обжаловать результаты проведенной специальной оценки условий труда;
Обязан ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда.


В соответствии со ст. 17 ФЗ 426 внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, перечисленных выше.


Результаты проведения СОУТ в обязательном порядке надо зафиксировать в трудовых договорах с работниками, поскольку условия труда на рабочем месте - это обязательное условие трудового договора (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Напомним, что по итогам специальной оценки рабочие места могут быть признаны:

  • оптимальными;
  • допустимыми;
  • вредными (1, 2, 3 или 4-й степени);
  • опасными.

Следовательно, в трудовом договоре необходимо указать класс (подкласс) условий труда на рабочем месте. Например:

  • "Условия труда на рабочем месте являются оптимальными (класс 1)";
  • "Условия труда на рабочем месте являются вредными 2-й степени (класс 3.2)".

По итогам СОУТ необходимо составить дополнительное соглашение к трудовым договорам в таких случаях:

  • если вы провели специальную оценку впервые и до этого в трудовом договоре не указывали условия труда;
  • если указывали одни условия, а по итогам специальной оценки они изменились;
  • ранее не указали в договорах класс условий труда, а прописали лишь общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

Об изменении условий трудового договора, а также о причинах таких изменений работник должен быть уведомлен в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ). Поэтому изменения условий трудового договора, оформляемые дополнительным соглашением к трудовому договору, возможны не ранее двух месяцев со дня утверждения Отчета о проведении специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).

Обратите внимание! Уведомление работника об изменении условий трудового договора не является письменным ознакомлением работника с результатами СОУТ. Работник должен быть ознакомлен под расписку с картой СОУТ на его рабочем месте в течение 30 календарных дней со дня утверждения Отчета (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха. За отсутствие обязательных сведений в трудовых договорах предусмотрен административный штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).

Этапы проведения специальной оценки условий труда

Правильно составленный договор служит основой для дальнейшего эффективного и взаимовыгодного сотрудничества между заказчиком и исполнителем, а также сводит к минимуму риск возникновения разногласий. В таком договоре должны быть обозначены следующие стандартные условия:

  • виды работ и услуг, проводимых в рамках СОУТ;
  • сроки их выполнения;
  • стоимость указанных работ и услуг, а также порядок их оплаты;
  • права и обязанности заказчика и исполнителя при проведении СОУТ;
  • ответственность заказчика и исполнителя при неисполнении ими обязательств по договору.

С 1 января 2020 года организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение пяти рабочих дней со дня заключения такого договора должна передать в информационную систему учета сведения о работодателе (наименование, ИНН, КПП), с которым она заключила договор о проведении СОУТ.

Помимо этого, в те же сроки она обязана получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме, и сообщить его работодателю до начала выполнения работ по проведению СОУТ (новая ч. 6 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).


На этом этапе Работодатель осуществляет следующие мероприятия:

  1. Проводится разъяснительная работа в коллективе о целях и задачах проведения специальной оценки условий труда.
  2. Подбираются кандидаты для комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Оптимальное количество членов комиссии 3 - 5 человек, председатель комиссии, как правило, заместитель директора, ответственный за организацию работы по охране труда. Количество членов комиссии в соответствии с частью 1 ст. 9 ФЗ 426 должно быть нечетным. В состав комиссии в обязательном порядке включаются специалист по охране труда и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Представители аттестующей организации и ее эксперты в комиссию не входят. Состав комиссии и порядок ее деятельности (обязанности членов комиссии, график работы и т.п.) утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. В соответствии с ФЗ 426 комиссии предоставлены очень широкие права, в том числе принятие и утверждение всех документов по специальной оценке условий труда.
    В случае отсутствия возможности у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию, полномочия комиссии, указанные выше, исполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.
  3. Комиссия начинает свою работу с составления перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, c указанием аналогичных рабочих мест. Требований к форме данного перечня нет. В перечне для каждого рабочего места желательно сразу указать:
    • индивидуальный номер рабочего места (не более 8 цифр), в котором предусмотреть отражение аналогичных рабочих мест буквой "А" (ст. 16 ФЗ 426);
    • наименование рабочего места (должность, профессия) в соответствии со штатным расписанием, названия должностей, по возможности, приводится в соответствие с классификатором ОК 016 94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367. Следует помнить, что если работнику предоставляются льготы и компенсации, то в соответствии с требованием ст. 57 Трудового кодекса РФ наименование его должности, профессии должны соответствовать вышеупомянутому классификатору;
    • количество работников на рабочем месте, фамилию, имя, отчество, пол работников и их СНИЛС;
    • рабочие зоны, в которых работник выполняет свои функции и время занятости в них;
    • оборудование, инструменты и химические вещества, которые используются работником;
    • предполагаемые вредные производственные факторы в рабочих зонах с учетом изложенных в Классификаторе условий и их источники;
    • класс условий труда по результатам ранее проводимой аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, если она на данном рабочем месте проводилась;
    • проводимые предварительные и периодические медицинские осмотры с указанием основания их проведения в соответствии приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н;
    • предоставляемые работнику льготы и компенсации, молоко или лечебно-профилактическое питание с указанием основания их предоставления;
    • наличие права на пенсию по старости на льготных условиях с указанием основания и накопленного стажа работы с вредными условиями труда.
    Вышеперечисленная информация потребуется в дальнейшем эксперту аттестующей организации при проведении идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Данный перечень утверждается на заседании комиссии (ст. 9 часть 5 ФЗ 426), что фиксируется в протоколе.

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором, с учетом условий воздействия этих факторов, изложенных в примечаниях.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией.

Следует помнить, что идентификация факторов не осуществляется в отношении (ст. 10 ФЗ, п. 10 Методики) рабочих мест, на которых:

  • профессии, должности работников включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Результаты идентификации эксперт оформляет заключением.


  1. Перечень подлежащих исследованиям и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, на которых идентификация вредных факторов не осуществляется, определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Для этого он осуществляет:
    • изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
    • обследование рабочего места;
    • ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте.
  2. Комиссия организации рассматривает заключение(я) эксперта и при согласии утверждает предоставленный экспертом перечень рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, и признает условия труда на этих рабочих местах допустимыми (ст. 10, часть 4 ФЗ 426, п. 8 Методики). На рабочих местах, на которых факторы идентифицированы, или их идентификация не проводится, комиссия формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих измерениям (ст. 12, часть 2 ФЗ 426). Свои решения комиссия оформляет протоколом.
  3. . В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов. Комиссией формируется перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.

Аналогичными признают рабочие места, которые в соответствие со ст.9 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников. Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявляется хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными(Ст. 16 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).


  1. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда
  2. В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут использоваться результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда
  3. Комиссия организации на основании представления эксперта принимает решение об использовании данных производственного контроля при специальной оценке условий труда. Свое решение комиссия оформляет протоколом (ст. 12, часть 7 ФЗ 426, п. 13 Методики).
  4. В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса: тяжесть и напряженность, уровень звука, инфразвук, ультразвук, вибрация общая и локальная, освещенность рабочей поверхности, ионизирующие и неионизирующие излучения, концентрация вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы, массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны;
  5. Результаты исследований и измерений уровней вредных и (или) опасных производственных факторов организация оформляет протоколами в соответствии с разделами III и IV Методики. В зависимости от фактических значений этих факторов условия труда на рабочем месте относят к соответствующему классу (подклассу) условий труда. В случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, комиссия по специальной оценке условий труда организации может на их рабочих местах снизить на одну или несколько ступеней итоговый класс (подкласс) условий труда. Такое снижение возможно только при наличии соответствующего заключения эксперта аттестующей организации.
  6. При необходимости комиссия принимает решение о невозможности проведения измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на ряде рабочих мест, на которых может создаться угроза для жизни работников, экспертов и других лиц. В этом случае условия труда на данных рабочих местах признаются опасными (класс 4) со всеми вытекающими последствиями (ст. 12, часть 9 ФЗ 426). Свое решение комиссия оформляет протоколом. В случае принятия такого решения работодатель в течение 10 рабочих дней направляет копию вышеупомянутого протокола в Государственную инспекцию труда региона по месту своего нахождения.

Не следует пускать на самотек работу с экспертом или иным работником аттестующей организации по замерам уровней идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов. При проведении измерений необходимо обращать внимание на: исправность и наличие поверки используемых приборов; соблюдение методик измерения и, главное, соблюдение технологических требований, режимов работы оборудования, станков во время замеров. Сразу фиксировать факт превышения допустимых уровней, выявлять причину и, при возможности, устранять ее и проводить повторные замеры не дожидаясь получения заключения (протокола).


  1. По результатам проведенной специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями ст.15 ФЗ 426 и приложения 3 к приказу Минтруда РФ № 33н. организация, проводившая специальную оценку условий труда, составляет Отчет, который включает в себя:
    • Сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;
    • Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда;
    • Карты специальной оценки условий труда;
    • Протоколы проведения измерений идентифицированных вредных и опасных факторов;
    • Протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
    • Протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований на рабочих местах (если таковые случаи имеются);
    • Сводная ведомость специальной оценки условий труда;
    • Перечень мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах;
    • Заключение эксперта о результатах проведения процедуры;
    • Замечания и возражения работника относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде (при наличии).
  2. Полученный в результате проведения спецоценки Отчет направляется в комиссию работодателя, в электронном виде для предварительного согласования итоговых результатов.
  3. Отчет о проведении СОУТ изучается всеми членами комиссии и, при отсутствии вопросов и замечаний, принимается на заседании комиссии с отражением решения об его утверждении в протоколе. Отчет подписывают все члены комиссии в течение, и утверждает председатель комиссии. Логично, чтобы к отчету прикладывалась копия сертификата эксперта. Член комиссии, который не согласен с результатами проведенной спецоценки, излагает свое мотивируемое особое мнение в письменной форме, которое прикладывается к этому отчету. Срок утверждения Отчета – не позднее чем 30 (тридцать) календарных дней со дня его получения.
  4. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, который обеспечивает возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
  5. В течение 30-ти календарных дней после утверждения Отчета о проведении специальной оценке условий труда работодатель организует:
    • ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
    • размещение на официальном сайте организации сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда;
    • составление и направление в Государственную инспекцию труда Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  6. На основании Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда (раздел VI Отчета) работодатель утверждает план мероприятий по улучшению условий труда с указанием ответственных исполнителей, источников и объемов финансирования конкретных мероприятий и сроков их исполнения. Контроль исполнения этого плана, как правило, ложится на службу охраны труда организации.
  7. 7. С учетом строки 040 Карт специальной оценки условий труда работодатель устанавливает работникам гарантии и компенсации, организует выдачу молока или лечебно-профилактического питание, реализует право на досрочное назначение трудовой пенсии, организует проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Порядок установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определен Трудовым кодексом РФ:
    • повышенная оплата труда – ст. 147;
    • ежегодный дополнительный отпуск - ст. 117;
    • сокращенная продолжительность рабочей смены - ст. 92, 94, 104.

С 1 января 2020 года изменился момент вступления в силу результатов СОУТ: теперь работодатель может применять их только после внесения результатов в информационную систему учета СОУТ. Это установлено новой ч. 2 ст. 7 Закона № 426-ФЗ. Напомним, что ранее результаты СОУТ можно было применять сразу после утверждения Отчета о проведении спецоценки.


  1. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Та в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета передает сведения о проведении специальной оценки условий труда в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. В течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений о проведенной СОУТ, организация проводящая специальную оценку условий труда должна уведомить об этом работодателя. Такие дополнения внесены ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ.

Использование сведений, внесенных в информационную систему учета. Сведения, которые содержатся в информационной системе учета, могут использоваться:

  • Федеральной службой по труду;
  • государственными внебюджетными фондами;
  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда;
  • страховщиками.

По новым правилам пользоваться этими сведениями теперь смогут и налоговые органы. Соответствующие изменения внесены в ч. 6 ст. 18 Закона № 426-ФЗ.


Каждая организация или индивидуальный предприниматель, нанявший сотрудников посредством оформления трудового договора, имеют обязательство по регулярной сдаче отчетности по спецоценке. В результате организации СОУТ составляется декларация, которую нужно передать в территориальную инспекцию по труду. Законным основанием проведения процедуры является ФЗ №426 от 28декабря 2013 года. В Приказе Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 года подробно закреплены стандартная форма декларации и особенности её содержания.

Необходимость составления декларации по специальной оценке условий труда, главным образом, исходит из интересов самой организации.

Для надлежащего мониторинга выполнения требований по охране труда организациями-работодателями и ИП Рострудом ведется реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Для подачи декларации приказом Минтруда №80н определяется срок протяженностью в 30 рабочих дней, который начинается с момента утверждения отчета. Во избежание штрафных санкций рекомендуется строго соблюдать эти временные рамки. Территориальной инспекцией по труду отправленные данные по итогам СОУТ рассматриваются в период 10 рабочих дней, затем принимается решение о приеме документов или об отказе в их приеме. Если форма и содержание декларации не соответствует требованиям законодательства, то её возвращают для доработки.

Правильно составленная декларация по спецоценке имеет юридическую силу в течение 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета. Если на указанных рабочих местах не произойдёт несчастный случай или сотрудник не получит профессиональное заболевание, срок действия декларации автоматически продлится на 5 лет. Проводить спецоценку в данной ситуации не требуется.

Сдача декларации входит в функциональные обязанности работодателя. Посредством доверенности он также может уполномочить другое лицо правом сдачи отчетной документации.

Декларация подается в территориальную инспекцию по труду по месту нахождения организации. Работодатель может передать отчетную документацию тремя способами:

  • Лично, посетив административное здание территориальной инспекции по труду;
  • Посредством почты с уведомлением о вручении и описью вложения;
  • Через интернет на сайте Федеральной службы по труду и занятости в форме электронного документа, подтвержденного электронно-цифровой подписью руководителя организации.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете обратиться к специалистам нашего центра. Мы бесплатно предоставим Вам консультацию, подберем индивидуальный и оптимальный вариант выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Please publish modules in offcanvas position.